Хладагент – вещество, имеющее низкую температуру кипения/испарения, которое применяется в холодильном оборудовании. Существует ряд норм, устанавливаемых государством, которым должны отвечать применяемые в производстве хладагенты. Основными требованиям к указанным веществам является отсутствие угрозы здоровью человека и окружающей среде. Долгое время в качестве хладагента применяли фреон-12 – газообразное вещество без цвета и запаха – получивший условное обозначение R12. После того, как учеными было выявлено негативное воздействие хлора на озоновый слой Земли, защищающий все живое от космического излучения, фреон-12, в состав которого входит хлор, был запрещен в качестве хладагента. Вскоре был разработан хладагент, безопасный для окружающей среды, получивший название R134. Однако, в отечественное производство он не был внедрен, поскольку требовал существенных изменений конструкции компрессора и системы охлаждения в целом.
Все большее распространение получает хладагент R600a – изобутан, не разрушающий озоновый слой земли и не вызывающий парниковый эффект. За счет его малой концентрации опасность возгорания при утечке практически исключена. 35 % холодильников в Европе функционируют именно на изобутане, на отечественном рынке – порядка 10%. В российском производстве применяются экологически безопасные хладагенты такие, как пропан, бутан, изобутан, а также используется R134 импортного производства. Все холодильные агенты, которые используются в бытовых холодильниках, характеризуются отсутствием цвета и запаха, а также высокой степенью текучести. Благодаря последнему свойству эти вещества могут проникнуть даже через мельчайшие трещинки чугуна, тогда как ни вода, ни воздух такой способностью не обладают.
По этой причине важна абсолютная герметичность холодильных приборов. Особенно строгие требования выдвигаются в отношении холодильных аппаратов, которые функционируют на смеси различных газов, имеющих разные температуры кипения, так как даже мельчайшая утечка ведет к сбоям в работе систем охлаждения. Владельцу холодильника не приходится задумываться об особенностях функционирования аппарата, пока не происходит сбоев и поломок. При ремонте холодильника необходимо располагать данными о том, какой хладагент применяется в системе охлаждения, а также марку масла. Эти сведения указывают на мотор-компрессоре, а также в технических характеристиках агрегата.